Возьми игры
с собой!

Пять ярких развивающих игр для вашего малыша
в одном приложении для Android.
С Бонди и его друзьями скучно не бывает!

Понравился наш сайт?

Оставайтесь с Бонди, вступайте в группу!

Tweet

Скажи мне, кто твой друг,
и я скажу, кто ты

Екатерина Кес

Детский и семейный психолог, автор проекта «Детская и семейная психология онлайн» и книги «Как воспитать счастливого ребёнка».

Мама восьмилетнего сына, Санкт-Петербург

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

Мамы делятся на две категории: одни хотят, чтобы их ребёнок вырос общительным и компанейским, а другие всячески его оберегают, чтобы тот не связался с дурной компанией. Но и те, и другие мечтают, чтобы у их малышей появился хотя бы один по-настоящему верный друг. Но хочет ли этого малыш? Мы расскажем о том, как научить ребёнка преодолевать стеснительность, заводить новые знакомства, не обижать других детей и делиться.

Азы дружбы

Что такое дружба, и как лучше объяснить этот термин малышу?

Маленьким детям нужны простые и понятные объяснения. Поэтому маленькому ребёнку можно сказать о том, что дружба — это когда есть такой человек, с которым тебе нравится проводить время и интересно играть. Этого будет вполне достаточно. Более полное осознание, что же такое дружба, придет со временем и опытом.

Как известно, дружба начинается с улыбки. Как помочь ребёнку не бояться знакомиться с другими детьми?

Родителям важно не просто сказать малышу: «Иди познакомься с мальчиком или девочкой», а подсказать, какие фразы он может использовать при знакомстве, например: «Как тебя зовут?» или «Давай с тобой поиграем». Можно подсказать малышу, чтобы он подошёл и предложил другому ребёнку поиграть с какой-то игрушкой. Для этого, выходя на прогулку, можно брать в отдельном пакете игрушки, которыми малыш согласен поделиться с другими. Если родители видят, что дети стесняются друг друга, хотят подойти ближе, но не решаются, можно помочь им организовать какую-то совместную игру.

Ещё я рекомендую родителям лишний раз не говорить фразу: «Не бойся». Наше подсознание не воспринимает частицу «не» и усваивает только слово, обозначающее действие.

Таким образом «не бойся» не успокаивает ребёнка, а ещё больше настораживает.

У каждого малыша свой темперамент. Правда ли, что меланхоликам сложнее заговорить первыми, а холерики с легкостью заводят новых друзей? Какие особенности у каждого типа характера?

Темперамент — это врождённые особенности нервной системы, то, с чем ребёнок приходит в этот мир. Выделяют 4 типа темперамента: холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики. У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.

Холерик — активный и энергичный ребёнок, быстро ориентируется в окружающей обстановке, общительный и решительный, любит быть в центре внимания. Бывает вспыльчивым и несдержанным, непоседа. У него часто и резко может меняться настроение. Ребёнок-холерик легко завязывает новые знакомства, с лёгкостью подходит к незнакомым детям и начинает с ними общаться. У детей-холериков, как правило, много друзей.

Сангвиник — общительный, жизнерадостный, доброжелательный, деятельный, легко приспосабливается к новым условиям. В отличие от холерика он более уравновешенный, эмоционально устойчивый. Они тоже легко завязывают дружбу с новыми детьми.

Меланхолик — ребёнок с высокой чувствительностью, легко ранимый, впечатлительный, нерешительный, доброжелательный и мягкий, не очень уверен в себе. Детям с меланхолическим темпераментом сложно подойти к другому ребёнку первыми, сделать первый шаг. Они застенчивые и робкие.

Флегматик — всегда спокойный, терпеливый, эмоционально устойчивый, невозмутимый ребёнок. Его практически невозможно вывести из себя. Он работоспособный, настойчивый, может долго и сосредоточенно чем-то заниматься, не отвлекаясь. Всё делает медленно, из-за чего многие родители начинают раздражаться. По упрямству ребёнок-флегматик превосходит всех остальных. Из-за того, что флегматичный ребёнок очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Он с большим трудом находит друга, но потом очень предан ему.

Наглядный пример

Дети могут многое почерпнуть из мультиков. Какие мультфильмы лучше всего расскажут малышу почему надо жить дружно?

Хорошие, добрые детские мультфильмы о дружбе, которые я могу посоветовать детям:

  • Жил-был пёс
  • Чучело-мяучело
  • Терем-теремок
  • Каникулы Бонифация
  • Ёжик в тумане
  • Умка
  • Умка ищет друга
  • Кентервильское привидение
  • Кораблик
  • Золотая антилопа
  • Приключения Хомы
  • Снеговик-почтовик
  • Приключения кота Леопольда
  • Самый большой друг
  • Голубой щенок
  • Подарок для самого слабого
  • Последний лепесток
  • Кот, который умел петь
  • Заяц Коська и родничок
  • Девочка и слон
  • Три пингвина
  • Приключения на плоту
  • Таёжная сказка
  • Зай и Чик
  • Грибной дождик
  • Ара, бара, пух!
  • Девочка и медведь

Также мне нравятся коротенькие и добрые мультики про Лунтика. Они тоже учат дружбе.

Как лучше объяснить и привить ребёнку основы дружбы: что надо делиться, друзья бесценны, нужно помогать друг другу?

Говорить с ребёнком на эти темы нужно доброжелательным тоном, не осуждать и не стыдить ребёнка за то, что он повёл себя не очень дружелюбно в какой-то ситуации. Детям очень нравится, когда родители приводят примеры, можно придумать их или рассказывать случаи из реальной жизни. На примерах ребёнку становится более понятно, что вы имеете в виду. Кроме того, дети замечательно усваивают информацию, если слушают сказки и истории. Родители могут придумывать коротенькие рассказы, чтобы проиллюстрировать ребёнку, как правильно вести себя с друзьями, что делать можно, а что нежелательно.

И, конечно, детям недостаточно одного единственного рассказа, пусть и очень подробного. Нужно много раз возвращаться к разным темам, обсуждать с ребёнком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы, говорить о ситуациях, которые произошли у него с другими детьми.

Но помните, что ребёнка нельзя заставлять делиться своими игрушками, называть жадиной, если он этого не делает. У малыша есть полное право решать, как он хочет обойтись со своей игрушкой, и к этому нужно относиться с уважением.

Что делать, если ребёнок общается с теми, кто подаёт плохой пример? Как лучше объяснить крохе, что хорошо, а что нет?

Так и объяснить, что мальчик, например, поступает нехорошо, так делать нельзя, и объяснить почему. Маленькие дети могут обзываться, кидаться песком, толкаться, отнимать друг у друга игрушки. Нет идеальных детей, и не бывает идеального поведения. Какие-то неправильные действия одного из детей — не повод запрещать с ним дружить.

Обязательно нужно разговаривать с ребёнком о том, что можно делать, а что нельзя.

Важно всё объяснить простым и понятным ребёнку языком. Можно сказать: «Я знаю, что Вася так делает и ты сейчас ему подражаешь, но так делать не нужно, потому что...». Необходимо не просто запрещать ребёнку делать что-то, а обязательно объяснить, почему нельзя, рассказать, как нужно и как правильно. Об этом моменте, к сожалению, многие родители забывают, ограничиваясь только запретами.

В поисках друзей

Сколько друзей должно быть у ребёнка: достаточно одного, но самого верного и надежного, или чем больше, тем лучше?

В вопросе количества нет никаких правил. Невозможно контролировать этот процесс и управлять им. Бывает, что малышу вполне достаточно одного-двух друзей, он доволен, ему всё нравится, а родителям хочется, чтобы у него было больше приятелей. Случается и наоборот — ребёнок всех называет своими друзьями, со всеми делится и играет, а родителям хочется, чтобы у него были только пара верных и надёжных товарищей. Родителям важно с уважением относиться к тем ребятам, с которыми дружит малыш, не говорить о них плохо, не выказывать досаду, что ребёнок сдружился именно с этими мальчиком или девочкой.

Как реагировать родителям, если дочь предпочитает носиться вместе с мальчишками, а сыну больше нравится играть с девочками? Есть ли какие-нибудь особенности мужской и женской дружбы у детей?

По какой-то необъяснимой причине некоторым девочкам больше нравится играть с мальчиками, а некоторым мальчикам проще с девочками. Не нужно этого запрещать или сообщать ребёнку, что это неправильно или так быть не должно.

Родители могут приложить усилия к тому, чтобы у малыша было больше позитивного опыта общения с детьми своего пола. Для этого лучше всего приглашать в гости детей того же пола, что и ребёнок, и помогать им организовывать какие-то игры. Когда ребёнок чувствует от родителей понимание и поддержку, он больше доверяет им, больше рассказывает о себе и делится тем, что его беспокоит.

Самые главные уроки дружбы — уроки, которые родители сами дают своим детям.

Дети во всём копируют вас и повторяют за вами. Можно сколько угодно говорить ребёнку, что толкать или обижать других детей нельзя, но если вы сами можете дома оттолкнуть ребёнка в гневе или шлёпнуть его, все эти слова не будут иметь для него никакого смысла. Он просто будет повторять то, что видит по отношению к себе.

Будьте для ребёнка хорошим примером того, как общаться с другими людьми: с уважением, по-доброму, стараясь договариваться, и тогда вашему ребёнку будет легче дружить со своими сверстниками!

Полезные статьи

Бизнес —
это удовольствие!


Бизнес-мамы рассказывают о том, как открыть свое дело

Время учиться
новому


Руководитель центра поддержки материнства Наталья Листопадова о том, как получить образование, находясь в декрете

Рождение
ребёнка —
время гармонии


Психолог Елена Ромашко о том, как сохранить гармоничные отношения с мужем после рождения малыша

Присоединяйся к нам