Возьми игры
с собой!

Пять ярких развивающих игр для вашего малыша
в одном приложении для Android.
С Бонди и его друзьями скучно не бывает!

Понравился наш сайт?

Оставайтесь с Бонди, вступайте в группу!

Tweet

Прислушивайтесь
к ребенку, и он будет
слушаться вас

Елена Янченко

Детский и семейный психолог, психоаналитик, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги.

Мама одного сына, г. Новосибирск

Воспитание ребёнка: что такое хорошо и что такое плохо?

Благодаря правильному воспитанию ребёнок вырастает здоровым физически и психологически, а также легче переживает переходный период. Но нужно понимать, что воспитанием малыша следует заниматься с раннего возраста. Наш эксперт, детский психолог, расскажет, как правильно воспитывать детей и на какие нюансы следует обращать внимание ещё с детства.

Малыш и семья

Правильно ли показывать свой безусловный авторитет, или лучше строить с ребёнком партнёрские отношения?

Ребёнку нужен авторитет. Нужен тот, на кого равняться, кого слушать. Авторитет — это тот, кто сможет защитить и сориентировать в этом большом мире. Вначале в роли авторитета выступают родители, именно они заинтересованы в том, чтобы помочь ребёнку найти свое место в обществе. Со временем авторитет родителей уменьшается: для ребёнка становится более важным мнение учителей в школе или тренера, а потом мнение ровесников и общественности. Партнёрские же отношения подразумевают распределение ответственности, но ребёнок не способен брать её наравне со взрослыми.

Главное здесь — не ставить ультиматумы, а интересоваться мнением и желаниями ребёнка. Малыш будет больше прислушиваться ко взрослому, если поймёт, что с его мнением считаются. Важно, чтобы ребёнок не боялся родителей, иначе у него не будет к ним доверия и в сложной жизненной ситуации, когда понадобится помощь взрослого, он побоится обратиться к старшему. Помните, когда родители деспотичны, ребёнок специально начинает нарушать установленные правила.

Спрашивайте малыша о его желаниях, просите совета, поддерживайте его. Помогайте ему высказывать своё мнение, заявлять о своём «я». Ребенок становится капризным и беспомощным, когда его чрезмерно контролируют, игнорируют его желания, всё делают за него и при этом постоянно критикуют.

Нужно ли по-разному воспитывать мальчиков и девочек? Как быть со стереотипами, что «мальчики не плачут», а «девочки носят платья и ведут себя тихо»?

Мальчики и девочки воспитываются, конечно, по-разному. Но не стоит перебарщивать с суровой мужской закалкой или молчаливой покорностью. Если для ребёнка его пол ассоциируется с большим количеством запретов, которые подавляют чувства и желания, то это может привести к печальным последствиям в будущем. Чтобы мальчик вырос мужественным, а девочка — женственной, им, во-первых, важно дать понять, что их пол имеет множество плюсов и возможностей, а не ограничений. Во-вторых, что родители с уважением относятся к полу своего ребёнка. В-третьих, важен и пример родителей:

Если мама счастлива от того, что она женщина, а папа доволен своей мужской ролью, то и дочь, глядя на маму, захочет быть женственной, и мальчик, глядя на отца — мужественным.

Как быть, если ваши родные или просто незнакомые люди начинают воспитывать вашего ребёнка по-своему или говорить, что ему следует делать?

Ребёнка на самом деле воспитывают все и всё вокруг. Вначале это родители, затем педагоги в детском саду, школе и т. д. Иногда в процесс воспитания могут вклиниваться посторонние люди. Здесь все зависит от того, совпадают ли взгляды таких «воспитателей» с вашими. К похвале ребёнка родители обычно относятся хорошо, а к попыткам сделать замечание могут быть и агрессивны, хотя в некоторых случаях ребёнку полезно услышать мнение посторонних людей, чтобы пересмотреть свое поведение. Но иногда слова незнакомого человека или родственника могут навредить, нанести психическую травму или напугать: например, когда взрослый говорит: «Я тебя украду, если будешь плакать».

Кроме того, психике ребёнка вредит ситуация, когда мнению мамы или папы кто-то противоречит: родитель говорит одно, а бабушка — совершенно другое. Кого слушать ребёнку? Ребёнок видит, что родитель теряет свою значимость и авторитет, и в следующий раз малыш, возможно, не захочет слушать родителей, так как видел, что их мнение не играет большой роли. Здесь родители открыто могут отстаивать свое мнение и делать сами чужим людям замечания, показывая ребёнку, как можно вести себя в случае несогласия с мнением окружающих людей.

Лучше баловать ребёнка или устанавливать строгие правила? Работают ли поощрения?

Баловать ребёнка и держать в излишней строгости — две крайности, которые делают ребёнка неприспособленным к жизни. В первом случае человек становится слишком требовательным, неспособным позаботиться о себе, во втором — слишком замкнутым, ограничивающим себя во всём. Тут, как нигде, важна золотая середина: иногда нужна строгость, а иногда и побаловать можно. Важно, чтобы родители ответственно подходили к вопросу воспитания.

Необходимо разговаривать с ребёнком о том, почему действуют такие-то правила или запреты. Дети обычно умнее, чем думают взрослые!

Не забывайте задавать себе вопросы о правилах, которые вы вводите. Какая цель у вас стоит? Вы опасаетесь за безопасность ребёнка? Хотите помочь ему наладить отношения с окружающими? Помогаете осознать свои телесные и душевные переживания? Или же вы что-либо запрещаете, желая доказать, что вы здесь главный? В последнем случае ребёнок почувствует, что вы сами сомневаетесь в своих способностях лидера, отыгрываетесь на нём, и отреагирует непослушанием.

Малыш и все вокруг

Как объяснить ребёнку, что он мешает другим людям?

Слово «мешать» дети слышат буквально. Если часто произносить: «Не мешай», — они начинают принимать это на свой счёт — я тот, кто мешает другим. Повзрослев, ребёнок начнет ограничивать себя, постоянно чувствуя вину за то, что приносит окружающим дискомфорт. Родителям проще изменить поведение ребёнка, если они искренне интересуются его деятельностью и включены в неё.

Важно уметь переключить внимание малыша. Расшумелся, балуется — займите его чем-то интересным и активным. Психическая энергия ребёнка требует выхода. Если родитель не поможет ему выплёскивать эмоции, они станут разрушительными. Поэтому нужно активно помогать ребёнку направлять свою энергию в конструктивное русло. Но недостаточно сказать малышу: «Иди порисуй», — а самому продолжать сидеть в телефоне. Важно показать ребёнку, что вам интересно, что он делает. Такому родителю проще увлечь ребёнка за собой.

Что делать, если малыш не прекращает шуметь или капризничать? Ругаться, наказывать или игнорировать?

Если родители потеряли контроль над ситуацией и переключить внимание не получается, то ругаться и наказывать — значит сделать только хуже. А игнорировать ребёнка — значит оставить его наедине с собой, со своими переживаниями. В такой ситуации нужно попытаться его успокоить. Не оставляйте малыша, участвуйте эмоционально: приобнимите, поглаживайте.

Когда у ребёнка случается истерика, ему по-настоящему плохо.

Здесь в поведении родителей есть очень тонкая грань — держаться строго, чтобы ребёнок не подумал, что капризы и слёзы приводят к получению желаемого, и в то же время участвовать, говорить с ребёнком, объяснить, что он хочет того, что нельзя. Чтобы капризы не стали нормой, они не должны приносить ребёнку выгоду.

Родителям очень важно задумываться, почему малыш становится капризным: ему недостаточно внимания, скучно, его что-то беспокоит или он проверяет границы дозволенного? Поняв причины учащающихся капризов, проще их остановить.

Стоит ли сравнивать плохое поведение ребёнка с хорошим поведением других детей? И нужно ли акцентировать внимание на том, что кто-то другой что-то делает неправильно — например, громко кричит или неуважительно относится к старшим?

Сравнивать не стоит. Это приводит к зависти и неприятным переживаниям. Кроме того, у ребёнка в такой ситуации однозначно формируется заниженная самооценка. Единственный вывод, который ваш ребёнок сделает — я плохой, а другие лучше меня. Акцентировать внимание на плохом поведении других детей можно тогда, когда оно впечатляет вашего: малыш начинает подражать или, наоборот, пугается. В этом случае нужно обязательно объяснить, почему другой ребёнок неправильно себя ведёт: не знает правил поведения, плохо себя чувствует и прочее. Но не стоит оценивать другого ребёнка как плохого: он ведёт себя так по каким-то своим причинам. Просто объясните малышу, почему не следует повторять за ним.

Как поправить ребёнка в людном месте, чтобы не смутить ни его, ни окружающих?

Если вы хотите что-то донести до ребёнка, сделать ему замечание, то это должно происходить интимно. Не привлекая внимание других, осторожно обратитесь к малышу, постарайтесь, чтобы вас больше никто не слышал. Не ругайте и не отчитывайте его — важно объяснить ребёнку, почему необходимо вести себя так или иначе.

Малыш и вежливость

Как научить ребёнка хорошим манерам и этикету: например, как вести себя за столом?

Хорошим манерам ребёнок обучится, если родители обучены этому. Но нужно помнить, что осознанность к ребёнку приходит не сразу. Вначале игра за столом с едой — это не баловство, а элемент развития ребёнка, знакомство его с новыми предметами и условиями. Маленьким детям часто тяжело усидеть на месте, им интересен весь мир, который хочется познать. Ребёнок трогает еду, рисует ей, пытается убежать куда-то из-за стола — так он знакомится с тем, что его окружает. Родители не всегда это понимают.

Надо заметить, что в нашем менталитете очень большое значение имеет оценка окружающих. Родители в общественном месте пытаются одёргивать малыша, ограничивать его действия, чтобы никто ничего не подумал насчет родительской способности воспитывать свое чадо.

Посмотрите на европейцев — они постоянно путешествуют с детьми и берут их с собой в ресторан. И к поведению своих детей они относятся проще: дети ползают под столом, лежат, поют песни — родители не обращают на это внимание, так как понимают, что это ребёнок и он не обязан с рождения соблюдать правила этикета. А свободная атмосфера и спокойствие родителей — вот что полезнее всего для ребёнка. Правила этикета никуда от ребёнка не денутся, если родители сами знают, в чем этикет заключается.

Итак, участие в жизни ребёнка — залог успешного воспитания. Важно спокойно и вежливо объяснять ему, что он делает неправильно и как ему изменить своё поведение. Воспитание — непростой процесс и требует большой самоотдачи от взрослого. Ребёнок — это, безусловно, продолжение вас, но он должен стать самостоятельной личностью. И только ваша любовь и забота помогут ему, особенно на первых порах жизни.

Полезные статьи

Время учиться
новому


Руководитель центра поддержки материнства Наталья Листопадова о том, как получить образование, находясь в декрете

Ловите счастливые
моменты!


Фотограф Анна Маслова рассказала о том, как делать красивые детские фотографии

В машине ребёнок


Профессиональная гонщица Екатерина Седых о том, как сделать поездку с ребёнком приятной для всей семьи

Присоединяйся к нам